shkrobius (shkrobius) wrote,

Наука и религия

Отец говорил, что не так уж трудно прожить, не крадя и не убивая, тяжелее прожить не прелюбодействуя, но что точно никому не под силу, так это не творить себе кумиров. Да, это верно.

Тем более удивительно, что несмотря на врожденную тягу к идолам, есть в нас столь же неистребимая потребность от них избавиться, очиститься. Это чувство является основанием науки. Так было задумано тем, кто ee "придумал" - Бэконом. Его метод был способом борьбы с особенно опасной формой идолопоклонничества - поклонения идолам разума: идолам рода, идолам пещеры, идолам площади и идолам театра.
http://philosophy.ru/library/bacon/idol.html

Бэкону повезло: он жил в просвещенный век. Ему не нужно было объяснять, что поклонение идолам - зло. Его читатели знали это сами. Ему довольно было убедить их, что они поклоняются кумирам. Бэкон все время возвращается к этой мысли.

Только тот, кто понимает, что идолы, любые идолы - зло, будет разрушать их, чего бы это не стоило. Тот, кто этого не понимает, будет с великою охотою бить чужих идолов, своих же лелеять. Мучительно и страшно их потерять, потому что кроме них ничего нет, пустота. За них цепляются до последнего.

Бэкону - не страшно. Он точно знает, что останется, если разбить идолов.

Без этой уверенности наука невозможна и, более того, не нужна. Других задач у нее нет. Те смехотворные цели, которые ей придумывают - не внутренние, а внешние; они наносные, чужеродные.

Что же те, которые лупят клюшками по чужим идолам? То, что они делают - благо для остальных, даже если их намерения злы и для них разрушительны. Да, им есть, за что воевать. Увы, тех, нежно лелеямых, тоже разобьют. И все же - когда они в упоении размахивают клюшками, ими движет, пусть они сами того не понимают, то же стремление, которое водило ветхозаветным пророком, разбивающим золотого тельца.

Конечный результат от намерений не зависит.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded  

  • 28 comments