?

Log in

Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Инструкции к стиральной машине 
2nd-Feb-2016 09:53 pm
thinking
...Какое-то время назад пришло в голову такое сравнение о роли личного контакта в изучении математики. Представим себе человека, скажем, 19-го века, попадающего в наш век, в магазин электробытовой техники, и купившего, скажем, стиральную машину. Он понятия не имеет, как такие штуки в принципе работают. К машине прилагается брошюра в 50 страниц с какими-то описаниями, но наш герой не особо понимает терминологию и, вообще, о чем идет речь. Другой вариант - когда кто-то ему показал: "вот это кнопки, три или четыре основных, ты их можешь так вот нажимать, и после это запускаются такие-то процессы". Объяснение заняло 3 минуты, из которых "стало все понятно". Более того, теперь он понимает, что написано в той брошюре, но она ему требуется только в очень редких и особых случаях. https://www.facebook.com/barbos.barbosovich/posts/10201159108816373

Золотые слова, и аналогия убедительная. Так и есть; верно не только про математиков. И статьи так пишут, и инструкции к стиральным машинам. Поэтому уповать остается только на знакомого ремонтера или личный контакт. В 19-м веке так не писали: самолетов и конференций не было, приходилось излагать осмысленно. Это умели делать. То ли научились от безнадежности сами, то ли их учили.

Нас тоже чему-то такому учили, но вяло и без особых надежд. Просветительский проект уже видимо буксовал на месте, оставшись без цели. Воспроизвести себя Касталия оказалась не в состоянии; планка стояла низко: выдать что-нибудь. И это оказалось проблематичным. Жена мудро говорит, что против гальтоновской регрессии к среднему не попрешь.

* * *

Леня П. на днях посоветовал посмотреть "2-я и единственная" - про вторую физматшколу сезона 1965-1972 годов. Фильм, в целом, похож на мемуары, выложенные здесь http://ilib.mccme.ru/2/

Признаться, безумно скучное, однообразное чтение; по стилю повествования напоминает инструкции к стиральной машине или середину самых толстых книжек про Гарри Поттера сотоварищи в Хогвартсе. Как-то ожидаешь большего от тех, кто любит вспомнить, как их, благословенных самим Дынкиным, всесторонне образовывали сливки хрущевской оттепели. С другой стороны, и высказываются там не Бейлинсон с Гинзбургом, а другого сорта люди. Воображению открывается гигантская воронка, всасывающая смышленых детишек московских интеллигентов, сложнейший агрегат из цистерн и трубочек - и одинокая капля первача на выходе. С другой стороны тянется трубопровод, опорожняющий в Лету косноязычные воспоминания отобранных детей о лучших днях в лучших школах.

Все же кое-что интересное я там нашел. Например, речь Гельфанда перед школьниками:

...математика это не спорт, кто быстрее и больше решит задач. Математик — тот, кто понимает. Надо не просто уметь решать трудные задачи, а понимать математику. Математика неотделима от других областей — физики, биологии, музыки, поэзии, философии и других классических дисциплин. Я хочу отметить четыре важнейшие черты, общие для математики, музыки и других наук и искусств: первое — красота, второе — простота, третье — точность и четвертое — безумные идеи. http://ilib.mccme.ru/2/16-gelfand.htm

Это, вероятно, то, чем предполагалoсь быть 2-ой школе: местом, где такое можно узнать в 13 лет. Но не пошел в коня корм, да и мог ли?

Власти желали одного, энтузиасты-просветители - другого, родители - третьего, дети - четвертого, а жизнь все расставила на свои места. Грустное зрелище, грустное чтение.
Comments 
3rd-Feb-2016 04:01 am (UTC)
Да пошел, пошел, не переживайте. Просто талант рассказчика не всегда совпадает с другими.
3rd-Feb-2016 04:10 am (UTC)
Понравилось обсуждение
http://trv-science.ru/2015/08/25/vtoraya-i-edinstvennaya/
Членкор Недоспасов там особенно хорош. Впрочем, там все хороши.

Столько было надежд, столько сил потрачено. И что имеем? Вот такой фильм. Вот такие воспоминания. Других нет.
3rd-Feb-2016 04:11 am (UTC)
Вот бы таких книг найти, из девятнадцатого века, с осмысленным изложением. Из разных областей. Список, что ли, составить. Мне еще кажется, что это будет "долгий" девятнадцатый век, включая до 1950-х примерно.
3rd-Feb-2016 08:48 am (UTC)
Я поэтому нередко пользуюсь первым изданием БСЭ. То есть, почитать про поджигателя войны Рузвельта или там уродливое детище версальской системы тоже иногда познавательно, но научно-технические статьи -- главное, из-за чего ее стоит держать в доме: они написаны внятным русским языком.
3rd-Feb-2016 04:14 am (UTC)
Инструкция, которую поймет любой идиот, только идиоту и будет полезна. Да и то сомнительно.

Да, дикие проблемы. Изложить в тексте "нажать сюда, засыпать туда, пнуть здесь" - 146% когда что-то пойдет не так бзер вообще все окончательно разнесет. Изложить "для запуска процедуры исправления, применяемой в случаях А, Бе а также Це, но только при условии Де, выбрать позицию Ы и включить ее в Хы или Ъ, в зависимости от наблюдаемой реакции на У" - никто даже не будет пытаться читать. Приходится строить робадов, которые от человеков требуют только кормить собак и не трогать приборы, и все делают сами.
3rd-Feb-2016 07:43 am (UTC)
что ж делать если в современном мире объем знания увеличился настолько что в человеческую голову вместится физически не может. приходится пользоватся разделением труда и обращатся к знакомому по личным контактам специалисту или пользоватся сервисом, вместо стремления к пониманию всего важнее становится оценка репутации и узкая специализация.
современная стиральная машинка постренная на технологиях 19 века была бы размером со стадион. и была бы очень сложным механизмом, но зато былы бы люди, которые полностью понимали бы как она работает. а современная стирмашинка устроена проще, но объем знаний в ней больше, одно компенсировало другое.
можно конечно отказатся от стиральных машинок, стирать может и прислуга. проблема начинается когда хочется полететь в космос - тут прислуга уже не поможет.
сейчас на планете нет ни одного человека полностью понимающего как работает обыкновенный мобильник за 20 баксов и нет ни одной компании которая его может произвести с нуля. в 19 веке такого позора не было. как и мобильников, тут или одно или другое.

впрочем есть подход, удовлетворяющий обе потребности, жить и в веке 19м и в веке 21м, как обычно такое придумали в России. через сайт госзакупок, работающий на суперсовременном кластере компании используя последние достижения математика в части криптографии могут выйграть тендер на устройство проруби для стирки белья зимой. получить оплату за эту работу через сверхсложную сеть банковских расчетов, вычислительные кластера там еще больше и сложнее, раньше же расчитывались золотом. а уже в проруби граждане могут совершенно бесплатно стирать белье руками, как и тысячелетия раньше. и никаких проблем ни с инструкциями, ни с пониманием.

Edited at 2016-02-03 07:59 am (UTC)
3rd-Feb-2016 08:01 am (UTC)
Мы с женой самолично чинили стиральную машину не далее как осенью, полностью ее распотрошив. Нашли видео, как это сделать, записи энтузиастов-любителей и самих ремонтеров (им тоже надо у кого-то учиться). Починить не удалось (полетел подшипник и все искорежил), но, уверяю Вас, современная стиральная машина устроена просто как мычание. Чинят ее дядьки с неполным школьным. Устроена она блочно, никто не чинит блоки, их просто заменяют, если это дешевле, чем 1/3 стоимости машины. Машина 50-летней давности была не проще, а сложнее, т.к. в ней было куда больше механических частей. А все эти разговоры, что нельзя объять необъятное - разговоры для бедных. Не знаешь, как взяться за починку стиральной машины, так и говори. Не надо из этого делать универсальный принцип.
3rd-Feb-2016 07:48 am (UTC) -
Я могу объяснить, чему меня научили в 57-й школе: что бывает красивая (на мой вкус) математика. Что она в принципе возможна, на разных уровнях (в том числе, близких к самым продвинутым современным исследованиям), что она (некоторым) людям известна, и может быть найдена.

Edited at 2016-02-03 08:11 am (UTC)
3rd-Feb-2016 08:51 am (UTC)
Ясный и понятный ответ. Но, наверно, Вы бы нашли для себя красивую математику без Аркаши. Или она - Вас.

Я тоже могу сказать, что мне дала 57-я школа, что было исключительно для меня важно, и что я бы не смог получить в другом месте. Она постепенно развила во мне осознание того, что у меня нет таланта к математике. У Вас родители были математики, у меня - нет, и мне трудно было разобраться, не имея примера перед глазами; взрослые только сбивали меня с толку. Я бы это понял и без 57-й школы, но уже изломав себе жизнь.

Кстати, там в фильме было интересное признание: какой-то дяденька утверждал, что т"кто чего стоит", стало ему ясно уже в первый месяц. Мне не только этого не было ясно через месяц, но и остается неясно по сей день. Единственный профессиональный математик из моего класса был умным мальчиком, но он не был вундеркиндом; я бы не смог предсказать ему звездное будущее в 7-м классе. В 9-м он уехал в Израиль; его судьба сложилась причудливым тамошними зигзагами, переходящими в здешние. Способность оперировать сложными абстрактными понятиями плохо проявлялась через решение задач, которыми нас дрючили. В нем был потенциал, который в 57-х школе полностью не распознали.

Мальчик, который я считал и считаю самым одаренным из моего класса, у которого была исключительная физическая интуиция, никогда ее не применил в жизни. Мне она нужна, ему - нет. Другой мой одноклассник, еле тянущий на четверку по математике - успешный профессор прикладной математики в Эдинбурге. Единственный физик (геофизик) перебивался с тройки на двойку, по физике же учился совсем плохо. И на тебе. Другой мальчик, с необыкновенно живым умом, обаянием, широкими знаниями, интересом, очень талантливый, бросил математику в аспирантуре, став акулою Уолл-стрита.

Если бы меня спросили, кто кем станет, мои догадки были бы неверны, даже если бы я гадал ретроспективно. Моя жена вела маткружок для детишек при 57-й школе. Про одного из своих подопечных она написала, когда он поступал в школу, что он "хороший середнячок". Тот много лет профессор в Стэнфорде, но до сих пор любит это вспоминать. Наверно, в исключительных случаях сказать кто чего стоит можно, но мне сомнительно. Гейдман откровенно говорил, что не может, и у меня нет оснований ему не доверять. Это еще один урок, который я вынес из 57-й школы.
3rd-Feb-2016 08:18 am (UTC)
У Стругацких в "Полдне" есть дивный эпизод, где доставка перепутала стиральную машину и мультиварку.
3rd-Feb-2016 10:25 am (UTC)
Те выпускники 2 школы, что мне попадались на жизненном пути были социопатами, иногда опасными для окружающих. И никаких научных достижений в своей области те из них, кого знаю, не достигли - в основном, это кажущийся успех за счет пиара, беготни и надувания щек...
3rd-Feb-2016 04:40 pm (UTC)
Мне попадались. О том как их "научили думать" во 2-й школе не вспоминали.
3rd-Feb-2016 05:21 pm (UTC)
Я думаю, что мнѣ 57-я школа въ основномъ покорежила психику. Какъ и предыдущая (музыкальная) школа, въ 57-й мнѣ была прочно привита мысль, что я, конечно, школьную программу - даже и продвинутую - осилю, но ничего путнаго и стоящаго изъ меня не выйдетъ никогда.

Еще меня тамъ научили разговаривать "какъ математики" - "вѣщая" эдакимъ особымъ тономъ, до крайности самоувѣреннымъ и одновременно ироничнымъ, но при этомъ придумывать произносимыя утвержденiя на ходу.

Edited at 2016-02-03 05:22 pm (UTC)
3rd-Feb-2016 05:24 pm (UTC)
Вводные два абзаца для воспоминаний готовы.
3rd-Feb-2016 07:33 pm (UTC)
Изучите понятие "автоколебания". Примените его к общественным процессам - например, к тому, как менялся режим при смене россиянских царей, там чётко видны возвратно-поступательные движения.

Так вот, распад СССР и прекращение Холодной войны вызвали избыток специалистов. В результате их стало невыгодно готовить. В результате закрылись учебные заведения с глубоким погружением в предмет.

Когда уйдёт поколение, учившееся в последние годы Холодной войны, власти зашевелятся. Правда, я не уверен, что восстановить поголовье специалистов получится - образовательная инфраструктура разрушена во всём мире. так что, наверно, начнётся медленный подъём к однажды достигнутым вершинам - как когда-то Европа поднималась к достижениям античности.
3rd-Feb-2016 08:15 pm (UTC)
На меня фильм не произвёл удручающего впечатления, наоборот система, как кажется, отработала преимущества элитарного образования. А именно отборные ученики тянулись за отборными учителями и друг за другом, ну и учителя, тоже старались не ударит в грязь лицом. То, что российское общество не смогло воспользоваться этими кадрами, что же, оно много возможностей упустило. Но если взять шире, то, представляется, что система матклассов оказала влияние на тот вклад, который советская наука внесла и вносит в мировую.
3rd-Feb-2016 09:14 pm (UTC)
//отборные ученики тянулись за отборными учителями и друг за другом

Да, именно, так и росли над собой.
4th-Feb-2016 06:47 pm (UTC)
Здесь много выпускников московских математических спецшкол.
Даже я, казалось бы человек не образованный и , вообще, астролог, а тоже
выпускник 2й школы.

Я ценю свою школу не за математику или другую науку.
Там было как-то по-свободнее, чем полагалось при совке.
Кругом было много довольно живых людей - и учеников и учителей.
Можно было жить.
Эта атмосфера была полезна не только тем, кто потом стал заметным ученым,
но и нам всем прочим.
5th-Feb-2016 08:45 am (UTC)
У нас в 57-й до конца 8-го класса были в параллель обычные классы местной арбатской шпаны. Более свободных людей я не видел. Учитилей они терризировали и не боялись ничего и никого. Если бы им (как тех второшкольникам) предложили пройтись мимо мавзолея и вечного огня с красными знаменами для спасения любимой школы от стукачей, они бы послали всех на три буквы. Свобода во 2-й школе была своеобразная. Необходимо было добровольно (!) делать то, что в других местах делалось принудительно, "чтобы спасти любимую школу". Такой вот парадокс.
(Deleted comment)
5th-Feb-2016 09:32 pm (UTC)
Про массовую социопатию там загнули, а про надувание щек - в точку. Знакомых и я там перевидал порядочно. Не нравятся такие обсуждения - пишите свои воспоминания, а не предоставляйте это делать другим; мнение же о тех других складывается однозначное.

Обсуждалось то, что люди на экране сами говорили и говорят о себе, что они пишут, как они сами предлагают оценивать свою альма матер. Никто за язык не тянул. Ведь не я припомнил этот достопамятный парад, не так ли. Вспомнили звездный момент. Минут 10 хвалилися, как ловко райкомычей обманули. Если для Вас открытие как это выглядит со стороны, что тут можно сказать... Нет, это не был звездный момент. Смотеть и слушать без стыда невозможно.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
6th-Feb-2016 07:13 am (UTC)
Не знаю, имеет ли смысл что-то комментировать при таком безапелляционно-агрессивном посыле.
Тем не менее...
Фильм не о Второй школе.
Как признались сами его авторы на последующих обсуждениях, фильм о разгоне Второй школы, который стал для них, не успевших ее закончить, трагедией.
Это, как вы понимаете, не одно и то же.
Что касается результата.
Если судить о лауреатах Нобелевской премии, как это делает Радзиховский - конечно, провал.
Если по количеству выдающихся ученых в разных областях науки, профессоров ведущих университетов, то если вам хватает пальцев одной руки, то это ваши личные проблемы.
Можно ли научить учеников думать? Учителя надеялись, что можно.
Дома этому учили не всех.
А государство учило и учит обратному. И с большим успехом.

7th-Feb-2016 12:34 am (UTC)
Т.е. Вы довольны собою.

Могу только Вам сообщить, что Вы не одиноки в этом. Это общее убеждение на встречах выпускников любого класса любой школы. Еще бы - один стал замдиректора фабрики, а другой - играет на аккордеоне в Доме Культуры.

Думать, кстати, для этого не надо совсем.
7th-Feb-2016 02:46 am (UTC) - i find this discourse ennuyante plus amusante
since i personally had never ever any claim at mathematical prowess, i was and am fully immune fromm the toxicity and virulence of on sil'nyj, ona sil'naya, on slabyj, on srednij variation on that gamburgskij schet - which surely affected many many many people who were even not near the matmex or mexmat doors.
7th-Feb-2016 03:14 am (UTC) - Re: i find this discourse ennuyante plus amusante
Тут что-то одно. Если такие вещи вообще принимать в расчет, то уж по гамбургскому счету. Нет - так судить надо по качеству массового продукта. Последнее мне представляется ниже плинтуса, хвастаться просто нечем. А по гамбургскому счету считать мало охотников.

Доставлают второшкольники в комментариях, которые начинают хамить и огрызаться с полуслова, чтобы рассказать, как их всесторонне развивали, "научили думать", поощряли инакомыслие и т. п. Воспитание, говорят, главное. Так я же согласен, голуби вы мои сизокрылые. Вот и покажите его для разнообразия.
8th-Feb-2016 03:13 pm (UTC)
Зато в мемуарах этих я набрел на ранний источник запоминалки, которую я когда-то у себя уже цитировал:

Помню задачку на тренировку памяти. Требовалось запомнить последовательно девять фраз:

Один одинокий осел.
Два диких дикообраза.
Три тщеславных тарантула.
Четыре черненьких чертенка чесали череп чародея.
Пять птенцов пеночки пели, плотно пообедав.
Шесть шаловливых шакалов швырялись широкополыми шляпами.
Семь сварливых сорок ссорились со своим семейством.
Восемь волооких воробьев варили вечером вишневое волоколамское варенье.
Девять древних дервишей дубасили деревянного дракона, добавляя: "дай дыню, добрый дядя!".

Е.Б. говорил первую фразу, испытуемый ее повторял. Затем говорилась вторая фраза, и нужно было повторить первую, а потом вторую фразу. После очередной фразы нужно было повторить все предыдущие. Обычно сбой происходил на пеночке или, в лучшем случае, на шакалах.


Меня ей накормил на химфаке Днепровский (которого школота упорно обзывала "Днепропетровским"), который тренировал команду на союз по химии в варианте:

Один официальный оппонент
Два дотошных дипломата
Три тщеславных тополога тщетно триангулировали тор
Четыре честолюбивых числовика чинно чихали четное число часов
Пять престарелых профессоров повторно пытались пойти путем порока
Шесть шустрых школьников шокировали шикарного Штукаревича широкими штопанными штанами
Семь самовлюбленных самураев самозабвенно скальпировали себя сверкающими стальными саблями
Восемь выдающихся виолончелистов, выпив ведро водки, восторженно внимали вою волка
Девять дюжих дурней дружно дразнили деревянного дракона, домогаясь "Дядя! Дай дыню!"


Правда вываливалось сразу все - и требовалось повторить сразу.

PS: Первый брат жены моего друга Вали.О., был (наверное и есть) довольно приличным скрипачом. Однако, после того, как я рассказал эту запоминалку Вале, он его называл не иначе, как "выдающимся виолончелистом" :)
This page was loaded Jul 21st 2017, 4:45 pm GMT.