shkrobius (shkrobius) wrote,
shkrobius
shkrobius

Categories:

Салем. 2

Несколько комментаторов к последнему посту пеняли мне на натянутость аналогий.

У человека, не интересующемуся подобными вещами, в голове стоит заученная со школьной скамьи картинка: собрались полуграмотные крестьяне-мракобесы, похватали из навоза вилы и т. п.

Более всего, что меня потрясло в салемском музее было то, кем были инициированы эти процессы. Об этом в учебниках не писали, а если писали, то вскользь. Нет, не безграмотные фермеры и темные клерикалы начали охоту на ведьм в Салеме в 1692-м году.

Человек, который уговорил своих друзей провести эти процессы, предложил неслыханную правовую доктрину, на основании которой казнили 20 человек, человек, единственный из всех присутствующих, так никогда и не признавший, что казнили невиновных, человек, который написал целую книгу об этом процессе - процессе, организованном, как иллюстрация его тезисов и материал для будущего опуса магнума, вот этого
http://web.archive.org/web/20080913014839/http://etext.lib.virginia.edu/toc/modeng/public/Bur4Nar.html
- был выпускник Гарварда и почетный доктор университета Глазго, первый американский ученый, член Королевского Общества, посол при дворе Его Величества от колоний, со-основатель Йельского университета, пионер вакцинации, автор более 400 книг и памфлетов, один из самых читаемых беллетристов Новой Англии, самый известный теолог своего времени и прочая и прочая и прочая. Его имя, заслуженно забытое - преподобный Коттон Мэзер. Можете почитать о нем в википедии
http://en.wikipedia.org/wiki/Cotton_Mather
http://salem.lib.virginia.edu/people/c_mather.html

За несколько лет до процесса преподобный Мэзер (на своем медицинском поприще) заинтересовался случаем девочки, по-видимому больной истерией, которую звали Марта Гудвин. Анализ клинической картины уверил маститого ученого (Мэзер был заодно и первый американский психолог) что он имеет дело со случаем острого одержания бесами. От этого преподобный перешел к более общей идее: что Сатана особенно активен в Новой Англии, где ему всего лишь несколько десятилетий назад поклонялись туземцы, и что невинные девицы подвержены козням еще не запуганной местной нечистой силы. Бесы постоянно лезли в дела пуритан, совращая их с истинного пути и препятствуя поступи прогресса. По мнению ученого, следовало показать чертям, что колонисты такого безобразия терпеть не будут. В 1689-м году он написал страстный памфлет на эту тему
http://www.piney.com/MatherWitch.html
Мэзер решил превратить короткий набросок в капитальный труд о кознях дьявола в Бостоне и окрестностях, но ему не хватало материала. Примерно тогда же на основании наблюдений над Мартой Гудвин, Мэзер (уже на своем юридическом поприще) предложил и обосновал новую правовую доктрину, основанную на обнаруженном им редком судебном прецеденте - не знаю, как ее называют по-русски. В темные века сия доктрина была неизвестна; изобретение современное, не мракобесное.

...Spectral evidence is a form of evidence based upon dreams and visions. It was admitted into court during the Salem witch trials by the appointed chief justice, William Stoughton. The booklet A Tryal of Witches taken from a contemporary report of the proceedings of the Bury St. Edmunds witch trial of 1662 became a model for and was referenced in the Trials when the magistrates were looking for proof that such evidence could be used in a court of law. Spectral evidence was testimony that the accused witch's spirit (i.e. spectre) appeared to the witness in a dream or vision (for example, a black cat or wolf). The dream or vision was admitted as evidence. Thus, witnesses (who were often the accusers) would testify that "Goody Proctor bit, pinched, and almost choked me," and it would be taken as evidence that the accused were responsible for the biting, pinching and choking even though they were elsewhere at the time.

Именно на основании этой доктрины, подкрепленной достижениями передовой психиатрии и социальной теории, были осуждены салемские "ведьмы". Когда Мэзер прослышал про случай с девочками в Салеме, столь похожий на изученный им ранее случай с Мартой Гудвин, он уговорил губернатора назначить туда судьей своего закадычного дружка и джентльмена-естествоиспытателя Вильяма Саутона, и предложил тому вести процесс, основанный на его подходе. Мэзер не пропускал ни одного заседания. Один раз заключенного чуть не оправдали, потому что он перед казнью повторил Нагорную проповедь, что по писаниям самого же Мэзера одержимый нечистой силой сделать не может. Мэзер тут же разагитировал толпу; несчастного повесили. Когда девицы указали на жену губернатора, тот намекнул Мэзеру и Стаутону, что они собрали достаточно материала, и отменил допустимость spectral evidence. После этого, как ученые друзья не пыжились, никого осудить им не удалось; процессы против ведьм на этом закончились.

Год спустя Мэзер написал дискурс о "культуре ведовства" в Новой Англии, который разошелся во множестве экземпляров и упрочил его ученую славу.

Аналогии каждый может искать, какие угодно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →