?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Тюбики и перья 
2nd-Mar-2016 01:12 am
thinking
1.
Лет в десять я надумал писать бессмертные творения гусиным пером как известный поэт А. С. Пушкин. Я добыл перья и нашел картинку в книжке, показывающую, как надобно чинить перья. С папиной помощью, изведя материала на пару гусей и здорово порезавшись скальпелем, я в конце концов очинил пару перьев, которыми можно было худо-бедно писать. А. С. всегда изображают, как он залихватски подмахивает гусиным пером с этакой моцартовской легкостью.

Держать гусиное перо было ужасно неудобно: через 5 минут руку начинало сводить. Перо гнулось, кончик часто ломался; выходило погано. Я нажаловался отцу.
- A почему ты думаешь, что гусиным пером было удобно писать? Всюду написано, что это было мучительное упражнение.
- Но как же они писали свои толстые книжки?
- А вот так и писали.

2.
Сходил на выставку Ван Гога в местный музей. Кроме самих картин там был экспонат - тюбик масляной краски. Табличка гласила, что благодаря изобретению тюбиков импрессионисты могли работать на плэнере, это была революция. Без тюбика никакого Ван Гога бы не было. Еще там в трех источниках и трех составных частях называли складной мольберт и кисточки из свиной щетины с металлической окантовкой.

При ближайшем рассмотрении, однако, тюбик оказался изготовлен лет 10-15 после смерти Ван Гога. Тюбики для краски изобрели в середине 19-го века; почти сразу после этого изобрели зубную пасту в тюбиках. Это не означало, однако, что их начали массово производить. Зубной пасты, например, не было в продаже до конца 19-го века.

Я слышал эту историю про революционный тюбик не один раз, например
https://artchive.ru/publications/946~5_izobretenij_bez_kotorykh_ne_bylo_by_impressionizma
но меня все равно гложут сомнения.

1. Все американские и европейские музеи забиты картинами импрессионистов. Я видел множество полотен, изображающих работу художника. Палитры, мольберты, кисточки - сколько угодно. Не припомню ни одной картины с тюбиками.

2. Все тюбики, что я видел, были не старше второй половины 1890х годов. Вероятно, тюбики (если они вообще были в ходу) были большая редкость; значит, ценность. Но тот же Ван Гог едва сводил концы с концами, и таких бедствующих художников было много. Откуда и на какие шиши они, собственно, брали эти тюбики?

3. Поскольку алюминия тогда не было, тюбики делали из олова и свинца. Утверждают, что оловянные были редкие и дорогие. Обычно художники таскают с собой десятки разных тюбиков. Вес набора красок из 30-50 свинцовых тюбиков д.б. немалым. Такой набор с собой на плэнер просто так не потаскаешь.

Что-то тут не то...

Comments 
2nd-Mar-2016 07:21 am (UTC)
Даже интересно не то, как Пушкин пером писал, а как делал неплохие наброски на полях своих записей.
Если на бумаге излагаешь уже сформировавшуюся мысль, поэтому тут скорость может быть и не очень большой, то вырисовывать что-то 5-10 минут, как-то странно.
2nd-Mar-2016 07:30 am (UTC)
А я тоже рисовал ромашки и профили. Рука иначе быстро устает.

Для рисунка гибкость пера не помеха, а для письма докучала изрядно. Пальцы нужно складывать в невозможную дулю, чтобы перо не изгибалось. Трудно поверить, но даже ручка-маканка со стальным пером, которой меня мучали в первом классе (а потом в советских почтовых отделениях) была колоссальным шагом вперед. Я не понимаю, почему они это перо не засовывали в жесткий цилиндр потолще.
2nd-Mar-2016 08:08 am (UTC)
К слову, я думаю что ссылка на оловянные ИЛИ свинцовые тубы - это ошибка, скорее это был т.н. pewter. Технологии работы с ним известны со Средних веков. Художники - народ общительный, я думаю, тема красок в тюбиках, была подхвачена очень быстро.
2nd-Mar-2016 08:17 am (UTC)
1.

Franz (František) Dvořák (Czech, 1862-1927) Joung Artist. 1887 г.

2. Ван Гогу не хватало на костюм и квартиру, но краски он покупал - эти, главные нужды, Тео обеспечивал.

3. Вес набора красок из 30-50 свинцовых тюбиков - а столько не требуется, особенно на пленэре.
2nd-Mar-2016 08:57 am (UTC)
Да, даже современные художники берут на пленер 10 - 15 тюбиков от силы

Тюбики были естественно многоразовые, запоняли их сами художники. (ну или подмастерья у тех кто побогаче)
2nd-Mar-2016 08:56 am (UTC)
Мне недавно попалась на глаза фотография изначального рукописного текста американской конституции. Штифт, на мой взгляд, очень специфичный. Я думаю, он как раз и обусловлен тем, что писали пером. То есть, чтобы нормально писать пером, надо знать правильную технику. Современная не годится
3rd-Mar-2016 07:42 am (UTC)
Ох, не годится...
2nd-Mar-2016 10:10 am (UTC)
Пером гусиным (дочка просила сделать для косплэя) писать оказалось легко. На резких поворотах иногда брызгает, но это не всем и надо. Как каллиграфический инструмент оно и сегодня вполне. Писать им большие тексты возможно. Я постоянно использую тростниковое перо, но в тушедержателем.

Живописцы (хорошие) используют 10-14 красок. При росте числа пигментов в живописи маслом начинаются большие проблемы.

2nd-Mar-2016 11:51 am (UTC)
Сойферы, то бишь переписчики Торы, пишут гусиными перьями.
Тюбики таки свинцовые были по крайней мере не так давно - я в детстве из их содержимого получал всякие соединения кобальта, кадмия, селена, стронция и хрома, а из тюбика как-то сделал рабочий свинцовый аккумулятор :)
3rd-Mar-2016 07:44 am (UTC)
А у меня недостроенная АТС была под боком, там освинцованного кабеля была пропасть...
2nd-Mar-2016 12:51 pm (UTC)
30 тюбиков многовато, а штук 15 таскаешь. Этюдник весит килограмм 7 средний. Не считая тульчика, подрамника и зонтика))
3rd-Mar-2016 07:44 am (UTC)
Тяжела Ваша жизнь...
2nd-Mar-2016 01:40 pm (UTC)
А на плэнер тогда ходили мало. Если кто и ходил, то с углем и сангиной. Русские художники, например, часто гостили в усадьбах и им не надо было далеко ходить с красками.
Вообще же набор в 30-50 красок из алюминиевых тюбиков весит граммов 200-300. Даже если свинцовые весили вдвое-втрое больше (не такой уж там толстый свинец), это меньше кило. Для взрослого мужчины не вес. И по сравнению с весом самого этюдника - меньшая часть.
ЗЫ: я 16-летней девушкой носила этюдник, в том числе по лестнице в гору, у меня обширный опыт.
3rd-Mar-2016 07:46 am (UTC)
Девушкой... А после стакана абсинта, да по жаре, да с отрезанным ухом?
2nd-Mar-2016 02:10 pm (UTC) - У нас в школе
была мода на затачивание перьев авторучек, чтобы писали тонко и мягко. Помню, как я даже вставлял куриное перо вместо металлического, работало, но все равно был трудно провести линию вверх. Впрочем этот недостаток сохранялся для всех перьев, (в том числе и стальных) вырезанных из тонкого цилиндра, они втыкались в бумагу. Предотвратить это могли только высокие технологии: выштамповка шарика, или по крайней мере клювика на конце пера.
4th-Mar-2016 06:47 pm (UTC) - Re: У нас в школе
Я их уже не застал конечно, но, слышал, напайку на конце делали. Оловянный шарик конечно мягкий и хрупкий, но хорошо отполированный лучше чем ничего.
This page was loaded Nov 19th 2019, 6:47 pm GMT.