shkrobius (shkrobius) wrote,
shkrobius
shkrobius

Category:

Тюбики и перья

1.
Лет в десять я надумал писать бессмертные творения гусиным пером как известный поэт А. С. Пушкин. Я добыл перья и нашел картинку в книжке, показывающую, как надобно чинить перья. С папиной помощью, изведя материала на пару гусей и здорово порезавшись скальпелем, я в конце концов очинил пару перьев, которыми можно было худо-бедно писать. А. С. всегда изображают, как он залихватски подмахивает гусиным пером с этакой моцартовской легкостью.

Держать гусиное перо было ужасно неудобно: через 5 минут руку начинало сводить. Перо гнулось, кончик часто ломался; выходило погано. Я нажаловался отцу.
- A почему ты думаешь, что гусиным пером было удобно писать? Всюду написано, что это было мучительное упражнение.
- Но как же они писали свои толстые книжки?
- А вот так и писали.

2.
Сходил на выставку Ван Гога в местный музей. Кроме самих картин там был экспонат - тюбик масляной краски. Табличка гласила, что благодаря изобретению тюбиков импрессионисты могли работать на плэнере, это была революция. Без тюбика никакого Ван Гога бы не было. Еще там в трех источниках и трех составных частях называли складной мольберт и кисточки из свиной щетины с металлической окантовкой.

При ближайшем рассмотрении, однако, тюбик оказался изготовлен лет 10-15 после смерти Ван Гога. Тюбики для краски изобрели в середине 19-го века; почти сразу после этого изобрели зубную пасту в тюбиках. Это не означало, однако, что их начали массово производить. Зубной пасты, например, не было в продаже до конца 19-го века.

Я слышал эту историю про революционный тюбик не один раз, например
https://artchive.ru/publications/946~5_izobretenij_bez_kotorykh_ne_bylo_by_impressionizma
но меня все равно гложут сомнения.

1. Все американские и европейские музеи забиты картинами импрессионистов. Я видел множество полотен, изображающих работу художника. Палитры, мольберты, кисточки - сколько угодно. Не припомню ни одной картины с тюбиками.

2. Все тюбики, что я видел, были не старше второй половины 1890х годов. Вероятно, тюбики (если они вообще были в ходу) были большая редкость; значит, ценность. Но тот же Ван Гог едва сводил концы с концами, и таких бедствующих художников было много. Откуда и на какие шиши они, собственно, брали эти тюбики?

3. Поскольку алюминия тогда не было, тюбики делали из олова и свинца. Утверждают, что оловянные были редкие и дорогие. Обычно художники таскают с собой десятки разных тюбиков. Вес набора красок из 30-50 свинцовых тюбиков д.б. немалым. Такой набор с собой на плэнер просто так не потаскаешь.

Что-то тут не то...

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Канадские загадки

    Гостил у сына в Монреале и увидел в местной газете неизвестную мне загадку (они ее binaire называют). Пишут, она возникла в Японии, оттуда…

  • Индийский желтый

    Мне нечего стыдиться: мои Тернеры висят в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене. Я прочел все, написанное о его живописи, - а это сотни полотен…

  • Штуковина

    Спасибо, что зашли в лавку. Я Шмидт, слышали про такого? Всю жизнь строгал да клеил, теперь, увы, глаза не те. В мастерской хозяйничает сын, а я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

Recent Posts from This Journal

  • Канадские загадки

    Гостил у сына в Монреале и увидел в местной газете неизвестную мне загадку (они ее binaire называют). Пишут, она возникла в Японии, оттуда…

  • Индийский желтый

    Мне нечего стыдиться: мои Тернеры висят в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене. Я прочел все, написанное о его живописи, - а это сотни полотен…

  • Штуковина

    Спасибо, что зашли в лавку. Я Шмидт, слышали про такого? Всю жизнь строгал да клеил, теперь, увы, глаза не те. В мастерской хозяйничает сын, а я…