shkrobius (shkrobius) wrote,
shkrobius
shkrobius

Categories:

Многостаночницы

Интересно, как все эти стахановцы и ткачихи с бабарихами сами повывелись после войны; заглох почин...

Я, честно говоря, не понимаю про ткачих. Стандартная версия была примерно такая: купили на заводе американские станки, но нормы обслуживания были в 2 раза ниже, чем в Америке (вероятно, из-за плохого сырья). Дуся Виноградова сотоварищи достигла стандартной американской нормы, а потом перевыполнила ее в три раза.

Я не большой знаток текстильного производства, но по фильму станок был автоматический и прял ткань сам; работа Дуси (которую играла Любовь Орлова) заключалась в том, чтобы вязать порванные нитки. Нитки рвутся произвольно, а с увеличением числа станков экономия в связывании ниток должна компенсироваться удлинением маршрута (ведь еще нужно обнаружить, где порвалась нитка). Вероятно, американская норма была определена из этих соображений.

Из этого логически следует, что побить рекорды можно только снижая вероятность разрыва ниток. Стандартная версия намекала на какую-то рационализацию инженеров завода, которая уменьшила "отрывность основы", сделав возможным трудовой подвиг, но не сообщала, в чем она заключалась. Перед вязкой нитку пропитывают клеем ("шлихтуют"), чтобы она меньше рвалась. Поскольку клей надо потом удалять, состав шлихты компромиссный: обычно никто не пытается сделать композит, который совсем не рвался бы, т.к. это затруднило бы удаление клея.

Моя теория советских многостаночниц в том, что для них делали какую-то осбенную шлихту, понижающую обрывность ниток; без этого "рекорд" физически невозможен. Вероятно, такую шлихту можно в конце концов удалить, хотя это удораживает общий процесс; но это уже проблема не производителя, а потребителя.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments