?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Подорожник. 3 
9th-Jul-2017 01:55 pm
thinking
Подорожник не просто растет вдоль дорог: он растет там т.к. успешно вытеснил из этой ниши другие - местные - растения. Таких "подорожников" немало: инвазивные виды часто распространяются вдоль дорог, и только затем - вглубь. Чтобы захватить большой ареал им мало иметь приспособления к прозябанию возле дороги: условия жизни в месте их происхождения слишком отличаются от мест, куда они стремительно распространяются. Ключевым приспособлением является не столько способность к жизни возле дорог, сколько быстрая гибридизация с местными видами и подвидами. Дороги - не самоцель, а средство географического сближения с родственниками, у которых заимствуют признаки, обеспечивающие быстрый успех. После этого родственники полностью вытесняются из ниши. Возле дорог остаются подорожники.

Для подорожника его история окутана мглой веков, но для одного английского "подорожника" она происходит прямо на глазах.
https://en.wikipedia.org/wiki/Senecio_squalidus
http://www.bristol.ac.uk/biology/research/ecological/genetics/plantgenetics/oxfordragwortstory.html
Подорожник сей называется Senecio squalidus и представляет разновидность крестовника. Всего за 300-350 лет он распространился по всей Британии, используя для передвижения железные дороги. Как он называется по-русски я не знаю (может, никак); следуя традициям великого и могучего, я назову его железнодорожником.

***

Мы точно знаем происхождение железнодорожника: в 1621-м году его привез коллекционер из окрестностей Этны в только что открывшийся оксфордский ботанический сад: это был гибрид двух местных видов, хорошо растущий на каменистых склонах. Там его акклиматизировал к английской погоде тамошний ботаник, чтобы украсить каменистые горки, изображающие заморские ландшафты.
http://archive.bsbi.org.uk/Wats23p123.pdf

В течении сл. столетия железнодорожник выполз из ботанического сада и облюбовал заборы и стены Оксфордского университета, где я имел честь с ним познакомиться. Там мне и рассказали его примечательную историю. Имненно оттуда идут мои сомнения про подорожник.

***

Оксфордский ботанический сад обменивался семенами с другими садами, и железнодорожник укрепился еще в нескольких английских городах, но распространиться не смог. В 19-м веке Оксфорд стал железнодорожным узлом. Местность вокруг холмистая, дороги шли по насыпям. Железнодорожник стал распространятся вдоль этих насыпей. Вероятно, сильные потоки ветра, создаваемых локомотивами так же способствовали распространению его семян вдоль дорог. Следующий прорыв совпал с появлением щебеночных и асфальтовых дорог, по которым железнодорожник получил возможность распространятся в стороны от железных дорог. Однако, основной скачок пришелся на мировую войну: немцы бомбили города и ж/д узлы, и железнодорожник перекинулся на разрушенные стены домов; сегодня он растет во всех городах. В 1960-х годах один ботаник кропотливо восстановил всю эту историю по документам и гербариям, собранных любителями; это редчайший пример такого рода реконструкции.

Но это половина истории. Вырвавшийся на свободу железнодорожник скрестился с местными видами, и некоторые гибриды настолько изолировались в ходе блиц-крига, что стали новыми видами.

During its spread across the British Isles, Oxford ragwort has hybridized with other native Senecio species, particularly groundsel (Senecio vulgaris) to form new hybrid taxa, some of which have been recognized as new species because they have become reproductively isolated from their parents. For instance, hybridization with native groundsel on at least two occasions within the last 100 years, once in Wales and once in Scotland, has resulted in the new allopolyploid hybrid, Senecio cambrensis (via the infertile intermediate hybrid Senecio x baxteri). More recently, perhaps within the last 30 years, a different cross between an unreduced pollen grain of S. squalidus and groundsel formed the fertile hybrid Senecio eboracensis, which so far is limited to a few sites in the city of York. A third novel Senecio variety, Senecio vulgaris var. hibernicus or radiate groundsel, was formed by a backcross between Senecio x baxteri and S. vulgaris. S. squalidus has also hybridised with another native species Senecio viscosus, to form a mainly sterile hybrid Senecio subnebrodensis. Thus, the introduction and spread of the promiscuous Sicilian S. squalidus has resulted in a great deal of evolutionary novelty among British Senecio - an amazing example of evolution in action.

За последние 100 лет в Англии и Америке нашли всего шесть новых видов цветковых растений. Один из них, найденный в 2003-м году - гибрид железнодорожника, обнаруженный на парковке в Йорке
https://www.theguardian.com/uk/2003/feb/20/science.highereducation

История железнодорожника только начинается: впереди завоевание Европы, Азии и Америки. В Америке его стали находить вдоль железных дорог в двух штатах (Калифорнии и Мэйне). Железнодорожник так же проник в порты Ирландии, оттуда он постепенно распространяется по железным дорогам вглубь страны.

В Британии хватает собственных крестовников; в Европе крестовник можно часто увидеть на насыпях. В Англии вся эта ниша захвачена железнодорожником, он так же обычен вдоль английских железных дорог, как подорожник вокруг русских тропинок. На дорогах его амбиция не заканчивается: это было лишь удобное средство быстрого проникновения вглубь страны и захвата ее территории.

***

Мысленный эксперимент: Прошло 1000 лет, британский железнодорожник повсюду растет в Европе. О его английском происхождении, разумеется, забыто. Цивилизация пришла в упадок, но древние железные дороги еще функционируют, хотя по ним чаще гоняют быков. И вот ученые люди гадают: почему железнодорожник растет вдоль железных дорог? Верно, колеса локомотивов его разносят... Нет, это потому, что он хорошо растет на щебенке! Ерунда: его распространяли на валенках путевые обходчики. Ничего подобного: железнодорожник притягивали из его естественного обиталища (руин высотных домов) к дорогам фекалии, спускаемые из вагонных сортиров. Не так: железнодорожник разводили в огородах станционные смотрители, откуда он сбежал на насыпи. А вот и нет: насыпи - единственные сухие места в болотистой местности, вот он на них и растет. Не говорите, батенька: там, где косят насыпи, преобладает камнеломка. И т. п. и т. д. Вот это и есть стереотипные "ответы" на вопрос, почему подорожник растет вдоль дорог.

Я не знаю, почему подорожник растет вдоль дорог, но такими ответами довольствоваться не буду. Приложите эти ответы к железнодорожнику или одуванчику в Америке, и становится видна их цена.

Comments 
9th-Jul-2017 07:11 pm (UTC)

Гибридизация для выживания это сильно.

9th-Jul-2017 07:22 pm (UTC)
Не для выживания, для резкого захвата ареала. Мы, возможно, такие же. Метис кроманьонца и неандертальца схарчил обоих.
9th-Jul-2017 07:37 pm (UTC)

Гибрид не дает потомства



Edited at 2017-07-09 07:37 pm (UTC)
9th-Jul-2017 07:44 pm (UTC)
Это сказки для детей. На ДВ живёт и прекрасно себя чувствует целая популяция гибридных олешков в месте перекрещивания ареалов. Пятнистые и изюбри, вроде, точно не помню.

Пока генетически сильно не разошлись, а это сотня тысяч лет, хоть обперекрещивайся. Потом сложнее, но тоже как попрёт. Живая природа же.
9th-Jul-2017 09:02 pm (UTC)
У птиц хватает гибридных видов, итальянский воробей например. Иногда первые несколько поколений малофертильны, затем налаживается. У растений вообще сплошь и рядом - половина видов ив и тополей - гибриды, почти все цитрусовые образовались в историческое время гибридизацией трех-четырех более менее изначальных видов - цитрона, мандарина и помело.
9th-Jul-2017 10:09 pm (UTC)
+1
9th-Jul-2017 07:18 pm (UTC)

Senecio squalidus - один из крестовников, но русского названия вида нет (http://forum.plantarium.ru/viewtopic.php?id=42619).

9th-Jul-2017 07:43 pm (UTC)
Теперь - есть!
9th-Jul-2017 07:19 pm (UTC)
Тоже вариант.
10th-Jul-2017 12:58 am (UTC)
всякие растения в щебне в ландонстане я конечно видел регулярно (крыс -- редко но тоже на путях). Но вот тут скорее местные гении просто не соблюдают технологию для поддержания балластного щебня. В РЖД должны каждые три года перепрофилировать рельсы (что требует досыпки/пересыпки/утрамбовки балласта).
11th-Jul-2017 01:48 am (UTC)
Полыням и всякой суккулентной мелочи трех лет хватает, хватит и крестовникам.
This page was loaded Nov 14th 2018, 1:36 pm GMT.