?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Хлѣбушекъ 
5th-Nov-2017 06:51 pm
thinking
В восьмом классе на выпускном экзамене я писал сочинение "Есть хлеб - будет и песня!" по недавнему бестселлеру Леонида Ильича Брежнева "Целина". Меня готовили к этому сочинению, можно сказать, с яслей: все советское образование было пронизано душещипательными историями про хлебушек и как его беречь. K тому моменту (конец 70-х) белый хлебушек был уже канадского помола; целина находилась за далекими морями в Альберте, а закладываемое в закрома закупалось за черное золото.

***

Хлебушек было святое. Никто не потчевал нас рассказами про разлитый баррель нефти, затоптанную в грязь колхозную брюкву, ржавеющий серп и молот или расколошмаченную бутылку водки (как-то видел, как лиловоносый мужик вылизывал содержимое Столичной с пола вагона метро - сцена произвела на меня неизгладимое впечатление). Только выкинутый ломоть хлеба приравнивался к семи смертным грехам. Советской власти ничего не стоило тоннами гноить картошку на овощебазах, куда нас гоняли ее перебирать. Поздней осенью из запотевшего окна подмосковной электрички можно было увидеть бескрайние неубранные поля, некогда наводящие элегические думы у поэта Некрасова. Советские поэты несжатые полоски игнорировали, зато проникновенно писали про Плохишей, недоедающих восьмушки орловского (жуткая кислятина; от одного воспоминания начинается изжога).

Даже на бабушек, крошащих мякиш сизым голубям, смотрели косо (переводят хлеб, стервы). Утверждали, что традиционное уважительное отношение к хлебушку (не бабушек же, сучек старых, было уважать) шло от тружеников села, которые в поте лица его выращивали. Личное знакомство с тружениками, однако, давало неоднозначную картину: они не ленились вставать ранним утром, чтоб купить в сельпо хлеб для нужд частного свиноводства. Тем более казалось странным думать о нелегком труде залитых потом лица канадских хлеборобов: в школе рассказывали, как тамошние кулаки поливают бензином зерно, чтоб высокими ценами морить советских рабочих. Наши вредители тоже жгли б зерно будь здоров, не помешай им Павка Морозов с товарищем Ежовым. При капитализме уважительного отношения к хлебу разве дождешься...

***

Мой приятель утверждал, что только в русском языке еду наделяют уменьшительно-ласкательными окончаниями: попил чайку с сахарком, закусил хлебушком с колбаской...

Во времена моего детства говорили, что все это тяжелое наследие Гражданской и Отечественной войны и послевоенных невзгод. Звучит убедительно, но не верится: голод был нередок всюду в Европе (скажем, хлеба не хватало все годы французской революции). При этом уменьшительно-ласкательного сырка, колбаски и хлебушка в Европе не найдешь; трепетно-священного отношения к хлебу - тоже. Хрестоматийные истории про втоптанную корочку можно найти уже в сочинениях социально-озабоченных литераторов 19-го века; к середине века это был разработанный репертуар. Там же (на страницах отечественной словесности) водилась водочка, балычок, и тарелочка щец с гречневой кашкой. Надо полагать, что хлебушек с водочкой были и раньше, но не вписывались в высокий штиль и романтический дискурс; тем самым трудно датировать явление хлебушка на историческую сцену. По google books мне не удалось найти никаких упоминаний хлѣбушка до 1850-го года; вероятно, он появился в комплекте с народничеством и пр.

***

Заинтересовался: а как обстоит дело с сбережением каждой крупицы хлебушка в нынешней России? Посмотрел интернет. Похоже, за пятьдесят лет жанр нисколько не пошел на убыль.

Comments 
6th-Nov-2017 12:54 am (UTC)
может это религиозное? хлеб, как и пельмени, их вариант, есть у "всех народов мира". но пельмень не преломляют, не сжигают ритуально, пельменем не причащаются...

видимо религиозное значение хлеба и сделало его "хлебушком", когда религия уже была наказуема. а хлеб - нет.
6th-Nov-2017 01:17 am (UTC)
Такое тоже говорят, но у меня есть определенные сомнения. Знакомые "труженики села" отличались редкой хозяйственной сметкой, и их отношение к хлебушку было чисто утилитарным, т.е. без всякого пиетета. Хлеб-соль рассматривалась исключительно элементом городского фольклора а ля ансамбль березка. Некую символическую роль хлебушек безусловно играл: на могилах оставляли водку с хлебом, я это хорошо помню. И, конечно, куличи на Пасху и т. п. Но так, чтоб трястись над каждой крупицей хлеба - я этого совершенно не помню. Никто меня никогда не попрекал, что я не доел хлеб.

По моим воcпоминаниям, уважение к хлебушку и призывы беречь каждую его крупицу экспоненциально росли в сторону малого Садового кольца, достигая максимума в ЦДЛ на ул. Герцена. Как там писал Саша Черный -

Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб, вино и котлеты.
6th-Nov-2017 01:25 am (UTC)
Да выкидываем его спокойно как только зачерствеет.

А разве Советский Союз в Канаде не фуражное зерно покупал?
6th-Nov-2017 01:55 am (UTC)
Нет, не только фуражное, всякое. Какое именно закупалось сильно зависело от года. Читал, что в 1964-м году каждая третья буханка хлеба выпекалась из импортного зерна.

6th-Nov-2017 02:34 am (UTC)
> все советское образование было пронизано душещипательными историями про хлебушек и как его беречь
> Хлебушек было святое


Понятно почему: хлеб сильно дотировался и был дешевым, но при этом его производилось достаточно чтоб он везде в магазинах был (чтоб народишко гарантированно не подыхал с голоду лишая этим начальство его 2-ногой скотины).

Транжирить хлеб для населения было легко и дешево, но это наносило бы большой убыток начальству. Потому же была в УК уголовная статья "кормление домашнего скота печеным хлебом").
6th-Nov-2017 02:56 am (UTC)
дык в деревнях по крайней мере в 80х кормили же. Свиней так вообще классически.
6th-Nov-2017 03:45 am (UTC)
Мой дед всегда говорил: "Нажимай на хлеб, а то останешься голодный." А если я не доедал кусок хлеба, он аккуратно отрезал надкусанный край, давал его мне и говорил: "Съешь зубы."
6th-Nov-2017 04:47 am (UTC)
Ха. Меня бабушка заставляла есть мороженое и арбуз с хлебом.
6th-Nov-2017 04:09 am (UTC)
Я недавно понял, почему выбрасывать хлеб считалось плохо. Никому и в голову не придет сохранить кусок протухшего мяса, хотя оно и дороже. Чёрствый хлеб - еда длительного хранения, и в голодную годину (которая у крестьянина рано или поздно неизбежно наступит) и сухой корочке будешь рад. Так что, копить недоеденные корки в особом месте - чисто утилитарная, весьма адаптивная крестьянская привычка. В СССР-то, конечно, вокруг хлеба целый культ раздули.
6th-Nov-2017 04:50 am (UTC)
Сомнительно это, признаться. Хранить корочки в избе годами, ожидая суровой годины, мышки с плесенью не дадут. Вероятно, остатки просто доставались животным.
6th-Nov-2017 04:50 am (UTC)
чет не понял что автору не нравиться? бережное отношение к хлебу и к продуктам?(эт тащемто пытались сформировать уважение к труду людей) , ханжество в позднем союзе ? или просто очередной раз желание рассеюшку ущипнуть?
6th-Nov-2017 05:44 am (UTC)
- Не делайте из еды культа! (c)
6th-Nov-2017 06:31 am (UTC)
1) Орловский - не кислый, это серый, а не черный. Кислый был за 16 копеек, сейчас он называется Дарницкий. Это хлеб долгого технологического цикла, поэтому его мало кто производит хорошо.
2) Ласкательных окончаний в других языках нет. это точно.В английском, французском...
3) Французские булочники вполне себе с радостью отдают непроданный хлеб (у меня знакомая с группой друзей собирает). И хлеб стараются не выкидывать, если во время сборища остался лишний - делят. В отличие от сомнительной ветчины. Все это проходит скорее как экология, чем как отношение к святыне. Правда, птичек иногда кормят. Правда. птичкам это вредно.
6th-Nov-2017 07:27 am (UTC)
Орловский - серый, верно...

Я его прекрасно помню. Имел удовольствие вкушать в столовых. Сначала он клейким комком застревал в нижнем пищеводе; минут через десять начиналась изжога с рвотными позывами. Немилосердная бабушка, вместо того, чтоб пожалеть внучка, ругала меня последними словами, что я несу в рот всякую гадость - и крыть было нечем. Бабушка верила исключительно в булки за 13 копеек, намазанные коровьим маслом. Черный хлеб прокаливали до состояния гренок, да и тот все ели с подозрением.

Боюсь, у меня врожденный русофобский желудок. Впрочем, дедушка, выросший в белорусском селе, в принципе не ел московского хлеба, утверждая, что уважающий себя человек такую дрянь есть не может. В городишке, где он работал учителем, была пекарня, где пекарем был его бывший ученик. Я ездил на велике за хлебом; он был теплым, ноздреватым, душистым и ужасно вкусным; я ущипывал буханку пока доезжал из пекарни домой. Хлебушком дед этот хлеб не называл, и беречь его необходимости не было: я сам клянчил еще ломтик.

Превращать зерно в непропеченную дрянь, похожую вкусом и цветом на оконную замазку, которую едва можно заглотить внутрь, не выдавая ее обратно, мучать ею людей, да еще пенять им, что они-де не берегут хлебушка и не уважают драгоценнейший труд лично распахавшего целину Леонида Ильича - нет, я положительно согласен с тем, что если есть хлеб, будет и песня...
6th-Nov-2017 07:04 am (UTC)
По моим стробоскопическим наблюдениям, лет 10 назад произошёл фазовый переход в ласкательности. До этого водочки, салатиков, хренку с картошечкой и пр., рекомендовали официанты. А потом это проникло в меню, вплоть до самых пафосных, индивидуально-юбилейных. Икорка зернистая, сёмужка, ... Процесс, видимо, скоро завершится на уровне заголовков: Закусочки, десертики, аперитивчики, дижестивчики.

А камлание на хлеб, похоже, пошло в самом деле от народников: не репу же им было рисовать на своих знамёнах, как продукт жизнедеятельности самого святого класса!?
11th-Nov-2017 08:56 pm (UTC)
о, узнала давеча новое слово - постпозиция. В этих ресторанах, косящих под Русь изначальную, такие тошнотворные меню: "Грибочки жареные да со сметанкой домашненькой", "Борщик наваристый да с зеленбю свежей". Картошечка жареная была, впрочем, в самом деле вкусная.
6th-Nov-2017 07:14 am (UTC) - Не могу удержаться...
Тот самый Крылов про хлебушек.
http://krylov.livejournal.com/974031.html
7th-Nov-2017 01:37 am (UTC) - Re: Не могу удержаться...
Хорошо пишет. Тетка получилась как живая.
6th-Nov-2017 07:23 am (UTC)
Видел данные, что дореволюционный крестьянин из хлеба (возможно плюс крупы?) получал 70-80% калорий. Так что "хлеб" был практически тождественен "еде". Ну а Россия была преимущественно аграрной страной. Отсюда вот это вот всё.

Сейчас изменилась и степень урбанизации, и структура питания, а традиция такого отношения к хлебу сходи на нет сама собой.
6th-Nov-2017 08:36 am (UTC)
"При этом уменьшительно-ласкательного сырка, колбаски и хлебушка в Европе не найдешь; трепетно-священного отношения к хлебу - тоже".

В Германии есть и уменьшительно-ласкательное отношение к еде, и хлеб-соль преподносят новобрачным при свадьбе, новые соседи-новоселам, родителям -- при рождении ребенка. В некоторых регионах -- крестят хлеб перед первым разрезанием, в некоторых регионах слово "ужин" -- Abendbrot, вечерний хлеб, в некоторых есть полдник, называемый Brotzeit, в других Brotzeit == snack. И, да, пословицы и поговорки, фразеологизмы, слова вроде Brotberuf -- работа чисто за деньги, не по призванию и т.п. Deutsche Brotkultur немцы внесли в юнесковский список памятников нематериальной культуры.

(Вот к сыру там отношение пренебрежительное почему-то).

Сбережение недоеденного хлеба -- тосты, гренки, молотые панировочные сухари -- было распространено по всей Европе.

Возможно, уже существовавшее особое отношение к хлебу (а его не могло не быть в стране, где хлеб наш насущный даждь нам днесь повторяют) еще усилилось под немецким культурным влиянием (которое как раз во второй половине XIX века росло). А при Советах это довели до абсурда и уничтожили.

Ну, как уничтожили русские народные танцы, которые действительно иностранцы отмечали еще во время второй мировой как очень примечательные, Russian kick, и т.п., и при том вполне органичные и действительно народные, vernacular. Но с начала 50-х их стали активно пропагандировать, и они практически вымерли.
6th-Nov-2017 02:45 pm (UTC)
Немцы хлеб ещё и печь умеют, а сколько сортов, а полёт фантазии, даже пытались внести немецкий хлеб в список нематериального достояния Юнеско. И при этом ноль пафоса про бедные выброшенные корочки.
А вот ласкательно уменьшительно мне только бирхен на ум приходит, ну не брётхен же:, это не ласкательно а формально маленький хлеб. Зато бирхен это и правда святое:)
6th-Nov-2017 08:50 am (UTC)
Судя по переходу "за день - 10 кг, за месяц - 600 кг", прогимназия не с нашей планеты :-)))
7th-Nov-2017 02:50 am (UTC)
Хоть один заметил!!!
6th-Nov-2017 08:57 am (UTC)
В еврейской традиции отношение к хлебу особое... но на то есть вполне конкретные причины.
А советское отношение к хлебушку на причины и объяснения не богато... уважительное отношение к труду - это слишком общее и слабое объяснение для этого.
6th-Nov-2017 10:00 am (UTC) - В еврейской традиции отношение к хлебу особое...
И к печке.

А хлеб действительно используется для Причастия, в отличие от прочих продуктов, и этим выделяется, ср. у Ахматовой:

В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово
6th-Nov-2017 09:17 am (UTC)
В военных обстоятельствах и у супостатов чем-то похожая агитация была:
6th-Nov-2017 04:06 pm (UTC)
Не, у нас же было "Ешь всё с хлебом а то не наешься" Только вторая половина про "не выкидывай" кореллирует. В Союзе хлеб был самым дешёвым и доступным продуктом, им заедали недостаток дефицитных мяса и масла. Интересно, чем ещё более дешёвым предполагалось заменять хлеб у супостатов? Или это в шроком смысле про "затяните пояс потуже"? :)
6th-Nov-2017 10:02 am (UTC) - Торадиция
Очень простая цепочка

- хлеб основной продукт питания на протяжении столетий

- его всегда мало, периодически совсем нет

- так жило 90% населения столетиями

- последняя волна переселения в города у нас была в 70-х, т..е очень большая часть населения деревенские и несет в себе именно такое отношение к хлебу

- руководство агитпропа старпёры из той же деревни

= самовоспроизводство отношения к хлебу как дефицитной святыни, только не естественное, как в деревне, а уже искусственное.

?

ПРОФИТ!
6th-Nov-2017 06:07 pm (UTC) - Re: Торадиция
похоже
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded Sep 22nd 2018, 1:31 pm GMT.