shkrobius (shkrobius) wrote,
shkrobius
shkrobius

Category:

Бродскошколоведение

Темно-синее утро в заиндевевшей раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит "ганнибал" из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Дребезжащий звонок серебристый иней
преобразил в кристалл. Насчет параллельных линий
все оказалось правдой и в кость оделось;
неохота вставать. Никогда не хотелось.

А. вычитала у Лосева, что это-де стих об учебном дне в ленинградской школе: 1-й урок - история, 2-й - физкультура, 3-й - литература(?), 4-й - физика, 5-й - геометрия: "В раздевалке толчея, учитель истории похож на худой мешок, в спортзале воняет немытым телом, от классной доски мороз по коже, электрический звонок в физическом опыте дребезжит..."
https://www.e-reading.club/chapter.php/94234/14/Losev_-_Iosif_Brodskiii.html

Спрашивает, что м.б. за "дребезжащий звонок серебристый иней преобразил в кристалл" на уроке физики.

Думал-думал; единственное, что приходит в голову - киматика
https://ask.audio/articles/how-sound-affects-you-cymatics-an-emerging-science
Металлические опилки ("серебристый иней") кладут на лист, покрывающий динамик. Если тот издает однотонный звук ("дребезжащий звонок"), то опилки складываются в регулярные геометрические формы - "кристаллы" (фигуры Хладни). Мне кажется, я читал об этом в какой-то популярной книжке по физике (там, правда, по пластинке водили смычком черноволосым, как делал сам Хладни), но не помню, чтобы такой опыт показывали на уроках в школе. Если юному Бродскому показывали такой эксперимент, наверно, у него был неплохой учитель физики.

***

Но я не думаю, что Лосев прав, мне кажется, ему отказывает память. О "ганнибале" нам рассказывали классе в пятом на истории древнего мира; физику учили гораздо позже (не знаю, как во времена Бродского, может быть, кто-то поправит). Мне кажется, дребезжащий звонок тут школьный звонок: конец урока. "Серебристый иней" относится к "заиндевевшей раме" из первой строки: дети согрели дыханиями классную комнату, узоры на окнах потаяли, и образовалась пленка холодной воды. Дети ушли, класс проветрили, а вода замерзла, превратившись в лед-"кристалл". Физика, да не та.

Я так же не понимаю, почему Лосев решил, что "черная доска" относится к уроку литературы. Из стиха получается, что в классной комнате две доски: одна впереди, другая сзади. Я не помню таких классных комнат в советских школах. Возможна простая интерпретация: "черная доска" относится к крышке пианино или рояля на уроке пения (поэтому от нее "мороз по коже" - у меня тоже был мороз по коже от игры и пронзительного голоса нашей учительницы пения). Доска осталась черной, так как никто на этой доске не пишет. Никто ничего не написал и на классной доске (развивающие уроки музыки были профанацией, нас не учили даже азам нотной грамоты). По моим воспоминаниям, уроки пения часто были в паре с уроками физкультуры, вероятно, чтобы дети отдохнули. Тогда и расписание становится понятным, оно примерно соответствует пятому классу ср. школы.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Contents

    If a man will begin with certainties, he shall end in doubts; but if he will be content to begin with doubts, he shall end in certainties. (Bacon)…

  • Канадские загадки

    Гостил у сына в Монреале и увидел в местной газете неизвестную мне загадку (они ее binaire называют). Пишут, она возникла в Японии, оттуда…

  • Индийский желтый

    Мне нечего стыдиться: мои Тернеры висят в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене. Я прочел все, написанное о его живописи, - а это сотни полотен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments