https://www.litmir.me/br/?b=44639&p=1
У Блиша была целая серия на эту тему: колонизация планет. Для этого люди изготовляют гомункулов под местные условия. Планеты обитаемы, но героических покорителей космоса такими пустяками не смутить. Форма гомункулов подбирается, чтобы местная фауна могла без труда съесть гомункулов по-одиночке, но не когда те сплотятся в здоровый коллектив. По мысли автора, такое положение вещей укрепляет нордический дух, развивает здоровое чувство локтя и побуждает здоровый же интерес к исследованию окрестностей. Многие гомункулы в процессе подохнут, ну и хрен с ними, не жалко; оставшиеся покорят планету и пр., неся эстафету разума в далекие уголки Вселенной. Десяток-другой мильонов лет, и Галактика заселена полубогами всех форм и размеров, всецело озабоченных расширением lebensraum'a.
На этом автор ставит точку, хотя тут, конечно, началось бы самое интересное...
***
На планете-океане всего один небольшой остров, а на нем пресные лужицы. В море акватических гомункулов не поселить - их скушают раки, поэтому добрые люди селят свои подобия в относительно безопасной луже. Чтобы им ее для начала хватало, гомункулы совсем махонькие, в 250 мкм. Почему не больше и не меньше? В вершине пищевой цепи лужи находятся коловратки; размеры и силы гомункулов подбираются людьми из соображений гуманизма (см. выше).
Оказывается, что в луже уже обитает местный разум: инфузории туфельки. По природной бесхребетности, они попадают в ярмо к гомункулам. Инфузории логичны, но неинициативны; у заратустр же - сила воли. В союзе с инфузориями, гомункулы побеждают коловраток. Они начинают плодиться в геометрической прогрессии, так скоро будет нечего покушать. Гомункулы строят герметичный экипаж, на котором передовой отряд добирается в соседнюю лужу. Там тоже живут гомункулы, но их почти поели коловратки, потому что те не единились вокруг фюрера. С другой стороны, там есть, что покушать. Рассказ заканчивается длинной речью инфузории туфельки о Triumph des Willens.
***
Типичный такой рассказец о покорении космоса и величии разума. Нетипичным его делает то, что автор микробиолог, и описания жизни в луже по стандартам НФ довольно реалистичные. Особенно запомнилось описание того, как первопроходец пытается пробить головою "небо" - поверхность воды (ему интересно узнать, что снаружи). Для этого гомункул подплывает к стенке и ползет вверх, чтобы вылезти из узкой части мениска.
Такая стратегия вылезания эффектна, но энергетически она мне не кажется лучше вылезания на ровном месте (т.е. вдали от стенки). Кабы не их гуманизм, надо было бы сделать две формы гомункула: жаберную (водную нимфу) и дышащую воздухом крылатую (имаго). У поденщиц вдобавок есть крылатая субимагинальная форма, чтобы преодолеть поверхностное натяжение. Негуманный гомункул вылезал бы из родной лужи и спокойно долетал до другой лужи, где откладывал в воду яйца. Но, наверно, это не способствовало бы силе воли.
С др. стороны, такие насекомые довольно большие, 10-25 мм (в личиночном состоянии). Это либо куколки, которые всплывают к поверхности, либо куколки, "приклеенные" к ней сифонами. Наверно, я не назову сходу примеров преодоления поверхности раздела тварью в 250 мкм (а вы?). Когда размеры порядка микрона, для этой цели обычно используются поверхностно-активные вещества, снижающие поверхностное натяжение (например, так делают мотильные бактериальные колонии).
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3135019/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC107727/
Чисто механическими средствами это энергетически затруднительно.
Но, вообще, идея замечательная: делать разумные существа так, чтоб те постоянно обо что-нибудь разбивали себе лоб, закаляя нордический характер. Что может быть чудеснее покорения космоса: прилететь на Тау Кита и заселить лужицы братками по разуму, из высших соображений подобранными по размеру ротовых отверстий местной живности. И ведь все эти видения Эры Великого Кольца - такие и никакие другие. А потом спрашивают, куда делся интерес к космосу... Туда и делся. Гуманизма и здесь предостаточно.
Поверхностное натяжение не пускает.