?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Научная грамотность. 3 
14th-Aug-2018 10:18 pm
thinking
В комментариях мне написали про "научную грамотность":

...систематизация знания и методов позволяет точнее, а главное - быстрее, обнаружить границу "неизвестного". То есть "научная грамотность" помогает быстро обнаружить решения для исследованных классов задач и идентифицировать, зачастую методом исключения, новые задачи, решение которых неизвестно. Третий важный аспект "научной грамотности" - это помощь в обнаружении и избежании технических ошибок в обработке информации и постановке экспериментов.

Что тут сказать... Торопиться нам не куда, нерешенных задач множество, и искать их особенно не нужно, а ошибки в новом деле неизбежны. По-моему "научная грамотность" - нечто совсем другое, но это проще показать на примере, чем формулировать общие утверждения.

Я могу предложить упрощенный тест в стиле экспериментов 1 и 2: это тоже классический опыт многолетней давности. Он еще бесхитростней, чем те два. Для биологов в широком смысле слова тест не годится; не мешайте другим. Если Вы можете правильно ответить на вопрос без подсказок и подглядываний, я без колебаний назову Вас "научно грамотным". Если не получается, из этого НЕ следует, что Вы неграмотный.

Эксперимент 3.

Бактериальную культуру сильно разбавили в питательном растворе и нанесли этот раствор на дно чашечек Петри. После трех часов инкубации, генетик проверил, что условия роста нормальные, и дно чашечек покрыто колониями. Половину чашечек оставили как контрольную группу, а в другой группе в каждую из чашечек добавили пипеткой несколько капель однопроцентного раствора поваренной соли и хорошенько перемешали содержимое лопатками. Обе группы чашечек опрыскали антибиотиком и поставили обратно в инкубатор. Через три часа чашечки опять вынули и пересчитали число колоний в каждой чашечке. В контрольной группе выживших колоний оказалось существенно меньше, чем в тех, куда добавили соляной раствор.

Что и как доказывает этот эксперимент?
Comments 
15th-Aug-2018 03:23 am (UTC)
раствор NaCl (если он не гомеопатический - так как объём чашек не даден) снижает действие антибиотика. Механизм описать не смогу.
15th-Aug-2018 03:34 am (UTC)
Как же тогда лечат антибиотиками? - ведь в крови у нас такая же соленость.
15th-Aug-2018 03:28 am (UTC)
Контроль не мешали лопатками. Помешали - разбили колонии - выросло больше колоний.
15th-Aug-2018 03:36 am (UTC)
И что же это доказывает?
15th-Aug-2018 03:34 am (UTC)
Надо было ещё перемешать и контрольную группу. А так не знаю.
15th-Aug-2018 03:37 am (UTC)
Как же она контрольная группа, если и ее перемешать?
15th-Aug-2018 03:56 am (UTC)
ни разу не биолог
доказывает, что соляной раствор оказывает влияние на процесс влияния антибиотиков на бактерии
вариантов может быть много: может бактериям помогает, типа проницаемость оболочки лучше делает, может соляной раствор антибиотик разрушает/блокирует и т.п.
15th-Aug-2018 04:28 am (UTC)
(Deleted comment)
15th-Aug-2018 04:35 am (UTC)
Добавление 1% раствора соли изменило соленость начального раствора? Может это было слелано для разбавления водой исходного питательного раствора?
15th-Aug-2018 05:20 am (UTC)

Добавление соленого раствора увеличило объем жидкости и тем самым снизило концентрацию в ней антибиотика?

15th-Aug-2018 06:36 am (UTC)
можно предположить, что -- снизило питательность раствора. бактерии стали расти медленнее, что ослабило действие антибиотика.
15th-Aug-2018 05:21 am (UTC)
Я заглядывал к Хахаму.
Видимо, либо раствор соли, либо премешивание лопатками изменили какие-то существенные не-биологические условия эксперимента.
Я бы ещё попробовал всё же самое, но без антибиотика.
15th-Aug-2018 05:26 am (UTC)
Снижение концентрации антибиотика + унос части бактерий с лопаткой.
15th-Aug-2018 11:48 am (UTC)
тоже про концентрацию подумал
15th-Aug-2018 05:37 am (UTC)
Не знаю, что доказывает, но, кажется, показывает, что проверять удобнее одну вещь за раз -- либо перемешивание, либо соль.
15th-Aug-2018 06:11 am (UTC)
Доказывает, что методика проведения эксперимента не чистая и есть неучтенный фактор? Инкубатор, чашки, не тот антибиотик?
15th-Aug-2018 06:21 am (UTC)
Странный эксперимент. Среда, как я понимаю, жидкая? А бактерии не умеют плавать, раз в жидкой среде на дне чашки формируют колонии. "Хорошенько перемешали содержимое лопатками" озачает, что перемешали (разбили) и исходные колонии. Что после этого можно с контролем сравнивать?
С солью, опять же, не понятно. Большинство (если не все) питательных сред содержит соль, обычно где-то на уровне 1%. Эта не содержала? И что значит "несколько капель"? Объем капли ~100 ul, а сколько среды в чашке? Твердой среды (на основе агара) на стандартную (10 cm) чашку Петри уходит ~25 ml (слой 3-4 mm). Это разбавит каждую каплю в 250 раз.

Edited at 2018-08-15 06:36 am (UTC)
15th-Aug-2018 06:24 am (UTC)
Скорее всего тут важна не соль, а перемешивание - где его не было бактерии истощили питательные вещества в непосредственной близости и потому выживамость меньше.
15th-Aug-2018 06:25 am (UTC)
Эксперимент сам по себе ничего не доказывает. Он устанавливает экспериментальный факт, который нуждается в объяснении. Для которого надо знать больше чем дано.

Он бы что то доказывал, если бы была выдвинута гипотеза,
сделаны предсказания, и эксперимент был проведен чисто и подтвердил предсказания.
15th-Aug-2018 06:31 am (UTC)
А есть результаты через следующие 3 часа?
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded Nov 19th 2019, 5:25 pm GMT.