?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Научная грамотность. 3 
14th-Aug-2018 10:18 pm
thinking
В комментариях мне написали про "научную грамотность":

...систематизация знания и методов позволяет точнее, а главное - быстрее, обнаружить границу "неизвестного". То есть "научная грамотность" помогает быстро обнаружить решения для исследованных классов задач и идентифицировать, зачастую методом исключения, новые задачи, решение которых неизвестно. Третий важный аспект "научной грамотности" - это помощь в обнаружении и избежании технических ошибок в обработке информации и постановке экспериментов.

Что тут сказать... Торопиться нам не куда, нерешенных задач множество, и искать их особенно не нужно, а ошибки в новом деле неизбежны. По-моему "научная грамотность" - нечто совсем другое, но это проще показать на примере, чем формулировать общие утверждения.

Я могу предложить упрощенный тест в стиле экспериментов 1 и 2: это тоже классический опыт многолетней давности. Он еще бесхитростней, чем те два. Для биологов в широком смысле слова тест не годится; не мешайте другим. Если Вы можете правильно ответить на вопрос без подсказок и подглядываний, я без колебаний назову Вас "научно грамотным". Если не получается, из этого НЕ следует, что Вы неграмотный.

Эксперимент 3.

Бактериальную культуру сильно разбавили в питательном растворе и нанесли этот раствор на дно чашечек Петри. После трех часов инкубации, генетик проверил, что условия роста нормальные, и дно чашечек покрыто колониями. Половину чашечек оставили как контрольную группу, а в другой группе в каждую из чашечек добавили пипеткой несколько капель однопроцентного раствора поваренной соли и хорошенько перемешали содержимое лопатками. Обе группы чашечек опрыскали антибиотиком и поставили обратно в инкубатор. Через три часа чашечки опять вынули и пересчитали число колоний в каждой чашечке. В контрольной группе выживших колоний оказалось существенно меньше, чем в тех, куда добавили соляной раствор.

Что и как доказывает этот эксперимент?
Comments 
15th-Aug-2018 04:53 pm (UTC)
Эксперимент показывает, что устойчивость к антибиотику не возникла в ответ на его внесение, а уже была к моменту его внесения у части бактерий. Суммарное количество бактерий на момент добавления антибиотика в контрольных и опытных чашках было одинаковым, устойчивые колонии вырастают из отдельных устойчивых клеток. Если бы устойчивые клетки возникали бы только после добавления антибиотика, то устойчивых колоний было бы сопоставимое количество в опыте и контроле. Но так как устойчивые клетки росли на чашке до добавления антибиотика, то если не перемешивать, все родственные устойчивые клетки останутся в одной колонии, а если перемешать - перераспределятся и дадут несколько новых колоний.
16th-Aug-2018 12:04 am (UTC)
Молодец!!!
16th-Aug-2018 02:42 pm (UTC)
>> Если бы устойчивые клетки возникали бы только после добавления антибиотика, то устойчивых колоний было бы сопоставимое количество в опыте и контроле.
Вот мне это совершенно неочевидно.
Допустим, устойчивость к антибиотику возникает как реакция на сам антибиотик. Если мы не знаем механизма возникновения этой устойчивости - то почему мы можем думать, что доля возникших стойких будет не зависеть от того, как раздербанили колонии лопаточкой?
This page was loaded Nov 19th 2019, 6:17 pm GMT.