?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
В ванной 
2nd-Sep-2018 02:48 pm
thinking
Каждое утро я наблюдаю в ванной интересное явление. Если долго работает горячий душ, комната заполняется "паром" - микроскопичекими капельками конденсированной воды. Когда я вылезаю из душа, я включаю вентилятор на потолке, который засасывает воздух в воздухоотводную трубу. Можно ожидать, что вентилятор будет медленно выкачивать "пар", подсасывая холодный, сухой воздух из спальной через щель под дверью, но происходит другое: буквально за пару секунд воздух заметно проясняется. Типичный вентилятор поддерживает поток порядка 100 cfm, а ванная комната порядка 1000 cf в объеме: вентилятор не может столь быстро убрать пар.

Вероятно, шоковая волна, производимая вентилятором при включении, вызывает столкновения капелек с образованием небольшого числа крупных капель, которые хуже рассеивают свет и быстро выпадают из воздуха. Я слышу эту волну, но не чувствую ее. Выпадение тяжелых капелек "катализирует" процесс во всей толще воздуха.

Я читал о несколько похожем явлении для самолетов и взрывов
https://en.wikipedia.org/wiki/Prandtl%E2%80%93Glauert_singularity
https://en.wikipedia.org/wiki/Vapor_cone
https://en.wikipedia.org/wiki/Condensation_cloud
но не ожидал увидеть такое в ванной, хотя по логике в ней самые подходящие условия, чтобы наблюдать конгломерацию уже образовавшихся капелек при сравнительно низких скоростях фронта.

Comments 
2nd-Sep-2018 07:35 pm (UTC)
да, это знакомое явление :)

однако вентилятор для устранения "пара" включать не надо, можно просто дверь открыть на пару секунд, нет?

Не рассмотрен кейс когда вентилятор уже включён с самого начала.



Edited at 2018-09-02 07:36 pm (UTC)
2nd-Sep-2018 07:40 pm (UTC)
Можно, но это не так быстро работает.
2nd-Sep-2018 07:53 pm (UTC)

А если вентилятор заменить на запись его работы?

2nd-Sep-2018 08:31 pm (UTC)
не, это явно от другой стенки гвоздь. Потому что если вентилятор работает с самого начала, никакого фронта вовсе нет, то туман вовсе не возникает.

Просто расчет неверный. Самый галимый 5" вентилятор имеет производительность 100м3 в час - почти 2м3 в минуту. Обычный ванный же, работающий на чердак, диаметром миллиметров 200-250 лопастной, 300-400м3 токатак (при нулевом сопротивлении) - это означает что ванную в 20м3 он просасывает ПОЛНОСТЬЮ за 3 минуты. А полностью не надо, достаточно понизить влажность процентиков на 15, обратно за предел конденсации а не высосать все вообще, и туман исчезнет.
2nd-Sep-2018 10:05 pm (UTC)
нет, не 300 - 400.
я когда искал вентилятор тоже очень удивился как это говно с лопастями так шумит, там много потребляет и так мало гоняет воздуха.
первая ссылка -
https://leroymerlin.ru/product/ventilyator-osevoy-vents-d100-d100-mm-14-vt-14278206/
14 ватт,
95 м2 в час.
2nd-Sep-2018 08:34 pm (UTC)
Проверить версию шоковой волны можно чуть приоткрыв дверь, а затем резко дернув ее на себя.
3rd-Sep-2018 09:15 am (UTC)
Подорвать хлопушку, например.
Или из стартового пистолета шмальнуть, если по-взрослому подходить к вопросу.

Edited at 2018-09-03 09:19 am (UTC)
2nd-Sep-2018 08:46 pm (UTC)
В глаза смотерть, быстро отвечать! В конце школы по физике сколько ставили?
2nd-Sep-2018 09:50 pm (UTC)
Надо думать, сейчас Вы мне будете рассказывать, что лопасть вентилятора не может создать ударную волну.
2nd-Sep-2018 08:58 pm (UTC)
Нехилый, однако, вентилятор, если при включении производит ударную волну.
2nd-Sep-2018 10:38 pm (UTC)
Да самый обычный.
2nd-Sep-2018 10:02 pm (UTC)
сверхзвуковые истребители летают по ванной у шкробуса!
2nd-Sep-2018 10:39 pm (UTC)
Не, я их мухобойкой сразу.
3rd-Sep-2018 12:10 am (UTC)
Вентилятор приводит к снижению давления в ванной.
3rd-Sep-2018 12:23 am (UTC)
Перепад давления небольшой, так система открытая (воздух заходит в ванну). Это не объясняет, куда деваются капельки уже конденсированной воды.
3rd-Sep-2018 04:03 am (UTC)
Чтобы уронить влажность с "101%" (капли тумана образовались, но не выпадают) до 99.9% (тумана нет вообще) надо заменить всего 1% воздуха,
3rd-Sep-2018 04:32 am (UTC)
Это правильное рассуждение в принципе, но оно не учитывает реальности жизни: капли конденсата очень малы (=> поверхностное натяжение меняет термодинамику) и нуклеация идет вокруг примеси в воздухе. В таком случае, даже в равновесии капелька стабильна при насыщении менее 100%; она просто не может расти. Если хотите, почитайте про уравнение Кельвина и Келера или посмотрите картинки
https://www.e-education.psu.edu/meteo300/node/678

Но это в равновесии. А я говорю о секундах. Более того, холодный, сухой воздух заходит снизу, а "просветленный" слой сверху. Они не успевают смешаться. Я хорошо чувствую уровень этого воздуха мокрой кожей, он только успевает дойти до ступни.
3rd-Sep-2018 04:19 am (UTC)
Мне кажется, в капельках должно содержаться какое-то очень небольшое количество воды, так что поступление даже малого количества сухого воздуха достаточно чтобы их испарить обратно
3rd-Sep-2018 04:44 am (UTC)
Во-первых, немалого (см комментарий выше). Во-вторых, небыстро. В третьих, он даже не успевает смешаться.

Честно говоря, я удивлен комментариями. Неужели такой малоизвестных феномен как "дождь" требует подробных объяснений с исключением всех альтернатив того, что может случиться с облаком капель?
3rd-Sep-2018 04:36 am (UTC)
Взять с собой в ванную фанерку размером эдак А1, затуманить, потом, без вентилятора и двери, резко махнуть пару раз. Что будет?
3rd-Sep-2018 04:46 am (UTC)
Разбитая лампочка с зеркалом и сердитая жена.
3rd-Sep-2018 05:12 am (UTC)
Туман на природе тоже рассеивается быстро ( не со скоростью откачки пара :) )
3rd-Sep-2018 05:29 am (UTC)
Сразу видно, что не из СФ.
3rd-Sep-2018 08:48 am (UTC) - просто испаряется
из-за поступления сухого воздуха капельки мгновенно испаряются.
понижение давления думаю слишком мало для изменения точки росы
3rd-Sep-2018 09:23 am (UTC)
Так там же надо не пар вытянуть, а снизить пару "температура-влажность" ниже порогового значения.
3rd-Sep-2018 03:20 pm (UTC)
Запотевшее зеркало тоже очень быстро очищается вентилятором. Это наверное не шоковая волна а все-таки быстрое уменьшение влажности, да?
Кстати зеркало запотевает и от горячей ванны. Про холодную не знаю, холодные ванны не принимаю.


Edited at 2018-09-03 03:29 pm (UTC)
3rd-Sep-2018 04:10 pm (UTC)
Да. Вообще мне жаль, что я написал про ударную/шоковую волну (вероятно, в русском языке укрепилась ассоциация исключительно с волнами, рожденными при сверзвуковом движении быстрых объектов, а не с волнами, типа тех, что на пляже).
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Oct 22nd 2019, 10:25 pm GMT.