?

Log in

No account? Create an account
Quizzing the Anonymous
Ignoramus et ignorabimus
Бабочки и готика 
9th-Sep-2018 01:22 pm
thinking
Один энтомолог, занимавшийся поденками, описывал для студентов облик их личинок в терминах архитектурных стилей - эта готическая, та - позднее барокко. Случайно ли совпадение пары внешних деталей? Каким образом получается, что создания природы несут в своем облике отчетливые стилистические признаки предметов искусства? Или - как получается, что стили искусства - не отдельные предметы, а большие и разнородные серии - несут черты отдельных объектов природы? Нечто проходит насквозь длинные ряды художественных форм - и вдруг узнается в каких-то природных формах. С чем бы это могло быть связано?
https://ivanov-petrov.livejournal.com/1946291.html

...Есть люди, чувствующие праузоры; они могут наблюдать за бабочками или находиться в медитации, в один момент они выхватывают праузор и впускают его в культуру-науку-индустрию.

...Творение мира - проекция платонических архетипов во всех смыслах; оттого в мире много разнообразия, и он кажется сложным. Познание (узнавание) происходит в обратном порядке: мы распознаем архетипы, и часто мы видим в разных пространствах проекцию одного архетипа.

...Стиль обусловлен внутренними "механизмами" мышления человека, а также эволюцией образной человеческой мысли в пределах культуры. А ассоциативное мышление может найти в природных формах что угодно... Гугловскoй нейросети везде собаки и дома мерещатся.

...А разве это может быть иначе? Красота ведь, как известно, в глазах смотрящего - и человек, знакомый с барокко, увидит его черты в самых неожиданных предметах. Ну, а то, что наши художественные стили отражают природные объекты, еще естественнее - что еще они могли бы отражать?

...Мы сидели у печки и вели философские беседы. Учитель, обращаясь к наиболее активным участникам, спросил: как получается что во многих культурах и религиях белый - священный цвет? Откуда такое могло взяться? Ну я и пробурчал: возможно, белый - действительно священный цвет?

...Крылья и архитектура эволюционируют. Метания от одной крайности к другой (условно, от готики к рококо и обратно) типичны для самого эволюционного процесса. Когда вокруг господствуют хитросплетения, в глаза бросается простота, когда простота - хитросплетения. Такого рода волны ожидаемы там, где цель - выделиться и, с другой стороны, формы с необходимостью меняются достаточно медленно. Я не думаю, что сходство поверхностное. Мы отмечаем сходство, потому, что оно есть, как учит притча про белый цвет.

...Я только что написала комментарий про эволюцию природы и архитектуры на примере готики: скульптура, прикладное искусство, витражи определены ею (а литературы и музыки с готическими признаками нет). Если нам природное существо (животное, растение и проч.) какими-то чертами напоминает определенный стиль, то эти черты, скорее всего, возникли – и у существа, и у стиля -- в результате одинакового эволюционного пути, который определялся основными физическими законами и средой. Взяты готические признаки (вытянутое, остроконечное, длинные лёгкие, «реброобразные» конструкции, высокие окна, витражи) и прослежена их эволюция – наследование признаков, которые способствовали выживанию физически, экономически и эстетически в данной среде. При сохранении всех переходных видов. Подробно показано на эволюции свода (это основной элемент, с которого пошла вся готика), как он укрепляется, упрощается и стабилизируется -- романский цельнолитой цилиндр - множество цельнолитых цилиндров - крестовый свод (переходный вид) - и дальше готические рёбра-нервюры, окна за счёт снизившейся нагрузки на стены, аркбутаны, витражи.

...Да. Готика в особенности, т.к. ее целью было строить на самом пределе возможного (оттого так часто храмы разваливались, но строителей это не останавливало). Но и ведь и бабочка существует на этой грани - и то несколько часов. Странно ли то, что некоторые конструкционные решения и формы похожи? Какой бы ни был материал, есть пределы того, что из него можно сделать, и способы достижения этих пределов, и их прогрессия - эволюция - будут сходны, будь то камень или хитин. Ведь и строительство небоскребов, скажем, прошло готическую фазу, хотя мотивация имела мало общего с готическими храмами. Но это не важно с точки зрения формы: важнее само желание строить как можно выше, на пределе возможного, пусть уже с другими материалами и методами. Мне кажется, что смысл остается тот же. Если бы кругом была одна готика, то готика не воспринималась бы как стиль, даже если бы она все более усложнялась. Тут важно и то, что эти стили радикально меняются. Пределы были достигнуты и, чтобы выделиться на фоне этих пределов, пришлось радикально пересмотреть сам стиль. Это столь же важно для обсуждаемого сходства, что и развитие в рамках одного стиля.
Comments 
9th-Sep-2018 06:18 pm (UTC)
Любопытно, какая бабочка "в стиле готики".
9th-Sep-2018 07:00 pm (UTC)
Трудно понять из описания.

Есть готические бабочки со справкой ("совка готическая"); правда, готического в них один "нун" на спине, напоминающий средневековый латинский курсив
https://en.wikipedia.org/wiki/Hebrew_character

Поденки, конечно, готичнее бабочек. Речь идет об их личинках
https://www.youtube.com/watch?v=6i40BYL4gr0
Это чистая готика, и по виду и по содержанию. Одна форма (физическая), таящая внутри другую (духовную).
10th-Sep-2018 06:26 am (UTC)
Спасибо ))))
Лишнее подтверждение того, что в искусствоведении нашем с терминами - беда. Куда угодно подойдут, и что угодно объяснят... И главное, что ничего с этим сделать невозможно - гуманитаристика!
9th-Sep-2018 07:11 pm (UTC)
Ощущение мира как не случайного, а единого, пронизанного струнами законов, не доказывается рассудком, а приходит как понимание, которое, к сожалению, трудно передать словами. Готичность бабочки в него вписывается легко. Так же естественно, как уравнение Дирака.
This page was loaded Oct 22nd 2019, 9:15 pm GMT.